Мой опыт работы
Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста
Вот уже семь лет я работаю воспитателем в ясельной группе семейного детского сада «Семицветик». Работа с детьми раннего возраста не лёгкая. Хотелось бы поделиться с вами собственным опытом.
Для начала нужно помочь ребёнку как можно быстрее пройти период адаптации. У вас возникает вопрос: «Как же это правильно сделать?» Самое главное- это умение встать на место ребёнка и посмотреть его глазами на происходящее. Нужно дать понять малышу, что вы хотите стать его другом и понимаете его, обязательно называя его уменьшительно-ласкательным именем – Димочка, Алечка. Ребёнок не обязательно отвечает на моё приветствие, даже если мама настаивает, но уже чувствует моё внимание к нему. Я стараюсь что-нибудь спросить у ребёнка или сказать ему что-нибудь приятное: «Как настроение? Какие румяные щёчки с мороза! Какое красивое у тебя платье или костюмчик!». Приглашаю ребёнка в группу, говорю, что ждала его и ребята тоже, что игрушки скучают без него и т. д. Дети всё понимают, хотя сначала кажется, что это всё бесполезно. Но пройдёт немного времени и я вижу «плоды» своей кропотливой работы. Следует иметь в виду, что маленькие дети очень эмоционально заражаемы. Поэтому эмоциональное состояние является показателем испытываемого комфорта или дискомфорта. Я стараюсь создавать условия для бодрого жизнерадостного настроения у детей. Поэтому в первую очередь моими средствами общения с детьми является улыбка, ласка, внимание, а потом уже показ действия, упражнения в нём, совместные действия с детьми, поручения и т. д. В процессе эмоционального общения удовлетворяется потребность ребёнка в доброте, ласке, внимании взрослого, формируется потребность в общении с воспитателем на познавательные темы. Важно сразу приучать детей к режимным моментам, проводить различные игры, занятия, пальчиковую гимнастику. Внимание детей сосредотачивается не долго на одном виде деятельности, поэтому я стараюсь больше читать с детьми «Курочка Ряба», «Колобок» и др. Очень хорошо использовать кукольный театр или крупные яркие картинки.
Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние окружающих взрослых. Окружённые доброжелательным вниманием и лаской они становятся более общительными со взрослыми и между собой. А в атмосфере раздражительности, когда ребёнок видит сердитые лица взрослых, слышит раздражённые голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным, не проявляет интереса к окружающему. Это раздражение и плохое расположение духа как бы передаётся и детям. Поэтому я стараюсь разговаривать с детьми и другими взрослыми ровным, спокойным тоном, обращая внимание на положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания.
Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности в сфере общения. Есть дети, которые уверенно вступают в новое для них окружение. Быстро запоминают, как зовут воспитателя, обращаются к воспитателю с просьбой, просят обратить внимание на свою одежду. Например: «Посмотрите, какое у меня красивое платье. Это мне мама купила». Спокойно отдают игрушку или берут протянутую другим ребёнком. Другие дети долгое время сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.
В общении с детьми большую роль играют вопросы воспитателя. Отвечая на них, у детей формируется умение высказывать элементарное суждение. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях его жизни, о прошедшем празднике, выходном дне, прогулке. Общение с детьми происходит постоянно в течении всего дня. Я своими словами настраиваю детей на предстоящий процесс: будь это режимный момент, занятие или игра.
Обязательно речевое общение перед едой. Я говорю детям, как называется блюдо, кто его приготовил, что это очень вкусно, используя при этом потешки.
Словарная работа во время умывания осуществляется во время непосредственных действий с водой и мылом. У нас было занятие «Купание куклы Кати», на котором мы знакомились со всеми предметами для умывания, и я прочитала детям стихотворные строчки «будет мыло пениться, грязь куда-то денется», которые потом часто повторяла при умывании детей. Теперь, когда дети мылят руки, им нравится повторять эти слова. После мытья держат руки над ванной, чтобы я обливала, говорят «будем закаляться», очень любят говорить при этом слова «холодную водичку льём на нашу птичку». Потешки стараюсь использовать долго одни и те же, тогда дети их легко запоминают и с удовольствием повторяют. Пальчиковые игры помогают утихомирить моих малышей, очень любят «Едет белка на тележке», «Голуби летели» и др.
Во время одевания детей на прогулку формируются не только навыки одевания, но и происходит речевое общение с детьми. Я учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах, спрашивая: «Что ты хочешь? Чем тебе помочь? Что мне сделать для тебя?». В ответ дети просят: «Застегните! Помогите снять куртку! Достаньте шапку!» и т. д. Учу детей благодарить за помощь, говорить «спасибо». Спрашиваю детей о последовательности одевания, стараюсь похвалить каждого, кто одевается самостоятельно или кто старается, но не получается.
Больше возможности для общения предоставляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращениям детей к воспитателю. Особое внимание уделяю играм детей с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям («Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле обед», «Кукла заболела, её надо лечить», «Покажем кукле картинки»). При этом даю детям речевые упражнения: «Что можно гладить? Что мы стираем? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно пить из чашки?». Этот момент игры детям очень близок и знаком. Они вспоминают и активно рассказывают впечатлительные моменты из семейной жизни. Также общение с детьми происходит на занятиях по развитию речи. Общение с детьми происходит в течении всего дня. Я стараюсь поддерживать каждое инициативное обращение ребёнка к воспитателю, потребность и желание ребёнка говорить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения детей со сверстниками. Совместные игры всё больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, никого не обижать.
К концу года дети моей группы становятся общительными, охотно идут на контакт со взрослыми детского сада и с другими детьми, они с удовольствием слушают мои рассказы, с удовольствием играют в предложенные игры, радуются встрече со мной, а я радуюсь каждой новой встрече с ними! Самое главное в моей работе-это творческий подход!
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога
Опытом своей работы по воспитанию и развитию детей раннего возраста я делюсь с педагогами ДОУ и родителями в форме:
- Педагогических советов (консультации, презентации, выступления)
- Консультаций для родителей («Адаптация ребёнка к ДОУ», «Обогащение словаря детей 2-3 лет» и мн. др)
- Открытые занятия
- Мастер- классы